Часть 3

Следующий день выдался солнечным и теплым, и мы с утра отправились на прогулку по старинному центру города. Первое, что привлекло наше внимание - памятник королю Яну III Собесскому на улице Тарг Джевни. Тому самому Яну Собесскому, который спас Вену в 1683 году, наголову разгромив огромную турецкую армию, осаждавшую австрийскую столицу.

 

Надо подойти поближе…

 

Интересна история этого памятника. Вообще-то первоначально он был установлен во Львове в конце XIX века, когда отмечалась двухсотлетняя годовщина победы под Веной. Отливали его в Вене, а установили во Львове, поскольку он был родом из этих мест. Ни первая, ни вторая мировые войны никак не повлияли на состояние памятника. Только вот, когда Львов стал частью Советского Союза, советским властям король как поперед глотки встал: то памятник хотели совсем снести, то - сделать из него Богдана Хмельницкого (хорошо хоть не Розу Люксембург). Однако, после долгих дебатов, здравый смысл все же взял верх, и памятник был передан Польше. В 1950 году он переехал в Варшаву, а потом, в 1965, был установлен здесь, в Гданьске, где и стоит по сей день. А на его постаменте можно прочесть надпись "Королю Яну III. Город Львов".

 

Мы прошли дальше совсем немного - и перед нами главная святыня Гданьска - огромный Мариацкий костел. Его часто называют «Короной Гданьска». Это - самая большая кирпичная церковь Европы, и одна из самых больших церквей вообще. Строительство собора была начато в XIV веке, и он строился больше 150 лет.
Огромное готическое здание поражает своим величием и, одновременно, своей легкостью и воздушностью. Даже не верится, что в 1945 году здесь были практически одни руины… Варварская бомбардировка уничтожила полностью весь исторический центр города. А сейчас он восстановлен, да так, что этого совсем не чувствуется. Должен сказать, что не только этот собор, но и весь Гданьск, это - не только памятник мировой истории и культуры, но и прекрасный памятник всем тем людям, которые смогли поднять всю эту красоту из пепла, вернуть миру эту жемчужину, людям, которые по-настоящему любят и понимают историю своей страны.

 

Внутри собора царит совершенно особая атмосфера и энергетика, присущие только католическим храмам…

 

 

Великолепные витражи и статуи, от которых трудно оторвать глаза

 

 

Портрет Иоанна-Павла II, его можно найти в любом польском костеле. Да и по праву…

 

Знаменитые часы конца XV века. Показывают день, месяц, год, фазы Луны, расположение Солнца и Луны в Зодиаке, а также, как сказал нам один поляк, «все остальное, что можно показать, но понять пока не сумел никто». И глядя на эти устрашающие циферблаты, испещренные тысячами загадочных символов, в этом усомниться невозможно. Таблицы Брадиса, если кто еще таковые помнит, просто отдыхают…

 

А вот еще один интересный объект.  Это - надгробие тестя и тещи Яна Спеймана, того самого бургомистра Гданьска, который жил в XVII веке и на одном из своих домов велел выбить надпись "Всем на зависть". Видно и тогда любили чиновники лишний раз выпендриться. Так чем же знамениты эти двое? Да - ничем, кроме того, что они были родителями жены оборотистого бургомистра. Чиновник - он во все века - чиновник…

 

Высота сводов собора - около 30 метров, но ощущение высоты и воздушности усиливается сводами совершенно белого цвета.

 

Бюст Иоанна-Павла Второго с надписью: "В этой базилике Отец Святой Иоанн-Павел II встречался с больными и отслужил службу за их выздоровление. 12 июня 1987 г.”

 

Прекрасные картины старых мастеров не теряются на фоне этого простора, а очень органично вписываются в него, создавая единый неповторимый ансамбль.

 

Вот и орган, огромный 46-голосовой орган, созданный еще в XVII веке. Окончательно он был восстановлен лишь в 1985 году.

 

Главный алтарь Мариацкого собора. Он был сознан в XVI веке в Аугсбурге, это - огромная композиция «Короноция Девы Марии». Храм настолько велик, что размеры алтаря как-то не воспринимаются, а ведь в действительности все фигуры превышают рост человека!

 

За алтарем - прекрасный витраж.

 

А вот еще одна композиция - летящие ангелы. Это надо просто видеть…

 

 

И еще одна группа

 

Копия знаменитой иконы Божией Матери (Черная Мадонна) из Ченстоховы.

 

Пульт управления органом. М-да… и это XVII век! Будет покруче клавиатуры современных компьютеров!

 

Во многих местах, на стенах и колоннах, мы видели такие вот странные предметы, предназначение которых поначалу казалось непонятным. Потом догадались: это резонаторы, необходимые для усиления звука в помещении.

 

<< НАЗАД ДАЛЕЕ >>