Часть 02

          Дорога до Бреста прошла спокойно и даже несколько скучновато. Правда, в Орше, первой белорусской станции, к нашему составу прицепили два белорусских вагона.
В Брест поезд приходил около 3 часов ночи. Перед этим проводник постучал во все купе и предупредил, что приближаемся к границе. И вот, только наш состав остановился у перрона, в вагон дружной толпой вторглись белорусские пограничники в союзе с таможенниками (было их не меньше человек 10). Пограничная дама пристальным и пронзительным взглядом василиска изучила наши паспорта, сличила их с нашими лицами, долго вглядывалась в меня… Мне почему-то на ум пришла фраза из одного чеховского рассказа: "Обозревая физиономию дежурного по станции, остался ею весьма недоволен", потом пограничная дама, не сказав ни слова, гордо удалилась, словно статуя командора. Затем появилось еще несколько человек, нас попросили выйти из купе, после чего все внимательно осмотрели, особое внимание уделив пространству под полками, однако, не найдя там ни террористов, ни диссидентов (не там искали...) и еще чего крамольного вся компания удалилась, прихватив с собой паспорта всех обитателей вагона. Это тут обычная процедура: примерно через полчаса паспорта нам вернули с уже проставленными штампами.

          Потом весь состав загнали в большой ангар, где степенные железнодорожники в куртках с надписью БЧ (Беларуская чыгунка) долго поднимали вагоны специальными домкратами, чтобы заменить колесные пары с российской колеей на европейские. Подумать только: из-за одной российской глупости, которую у нас сотворили еще в середине XIX века, вот уже несколько поколей железнодорожников, мучаются, всякий раз переставляя каждый состав с одних колес на другие. На эту тему ходит множество анекдотов, но глядя на тяжелую, и главное - бессмысленную работу этих людей, почему-то смешно не было... Вековое эхо очередной российской дури...

          Когда, наконец, весь процесс был закончен, и состав собран вновь, мы отправились на польскую сторону. Здесь была станция Тересполь. На польской стороне все было гораздо проще с быстрее: вначале прошли две пани из таможни и спросили, будем ли мы что-то декларировать (по счастью, нам этого не требовалось), потом еще один пан вежливо осведомился, не везем ли мы мясные или молочные продукты, на что я ответил: "А зачем? У вас они ведь значительно лучше", в ответ он только кивнул головой и улыбнулся. Потом появился паспортный контроль. Он представлял собой солидного пана, обвешанного всевозможными приспособлениями и устройствами. Он молча отсканировал наши паспорта, затем снял отпечатки большого пальца при помощи какой-то замысловатой штуки, которая болталась у него на поясе (у Елены, правда, это получилось со второго раза), потом, когда в его компьютере что-то квакнуло, он удовлетворенно кивнул и поставил штампы в наши паспорта, после чего так же неторопливо удалился, пожелав нам приятной поездки. Все эти процедуры, в общей сложности, заняли не более 15 минут.

          И вот, осмотренные, проверенные, зарегистрированные, проштампованные и счастливые, мы, наконец, двинулись вперед, теперь уже по польской территории.



          Варшава встретила нас мелким противным дождем. Но, по правде говоря, нам было совсем не до него: надо было из Варшавы побыстрее добраться до Кракова.
Для тех, кто отважится повторить наш путь и будет из Варшавы добираться до Кракова, сообщаю, что от вокзала Варшава Центральная до Кракова почти каждый час ходят экспрессы. Но тут одна важная деталь: экспрессы эти бывают двух типов: Euro Intercity (старого образца) и Express Intercity Premium, его еще часто называют по модели состава - Pendolino (нового типа). В экспрессах старого образца вагон разделен на купе по 6 человек, по трое напротив друг друга. Когда в купе заняты все места - сидеть там довольно неудобно. А вот новый тип - иное дело: там сидения в вагоне располагаются на манер самолета - по 2 с каждой стороны, при каждом входе имеются специальные багажные отделения, куда очень удобно можно поставить свои чемоданы и больше не морочить с ними голову. К тому же весь поезд выполнен в виде сплошной "кишки", т.е. переходы из одного вагона в другой изнутри почти незаметны: там просто есть стеклянные двери, которые автоматически открываются, когда к ним подходишь. И еще одна важная деталь: экспресс нового типа идет от Варшавы до Кракова 2,5 часа, а старого - 3,5 часа. Как видите, разница большая. Теперь, когда будете смотреть расписание, имейте в виду, что экспрессы обозначаются следующим образом:
EIC – Euro Intercity (старого типа)
EIP – Express Intercity Premium (нового типа)

          А когда будете покупать билеты, обязательно скажите время и подчеркните слово "Премиум" – вас сразу поймут. Возможно, при этом кассир спросит "Jakiej klasy?" (Якей класы?) – какого класса? Дело в том, что в каждом таком экспрессе первый вагон является вагоном первого класса, все остальные – второго. При этом вагоны эти идентичны, а различие состоит лишь в том, что во втором классе во время дороги вам предложат один напиток на выбор: кофе, чай, минеральная вода (это уже вошло в стоимость билета), а в первом – целый обед и 3 раза напитки. А цена при этом отличается существенно, так что мой вам совет – берите второй класс, и на такой вопрос отвечайте просто: "druga klasa".
          И еще – должен сказать, что здание Центрального вокзала в Варшаве построено очень оригинально… Очень оригинально… Настолько оригинально, что найти там что-либо с первой попытки и без посторонней помощи практически невозможно. У меня есть хороший друг, Стойгнев, он - коренной варшавянин и по роду своей работы постоянно ездит в командировки по всей Польше, так и он говорит, что еще не было ни единого раза, чтобы он не заплутал в этих бесчисленных переходах и замысловатых коридорах. Так что, друзья, не стесняйтесь, и в случае чего сразу спрашивайте охранников, а если их нет поблизости, просто зайдите в ближайший склепик (не пугайтесь – это по-польски значит "магазинчик") и спрашивайте. Даже если не знаете ни польского, ни английского – спрашивайте по-русски, народ там очень добродушный – вам обязательно помогут.
          А когда будете садиться в поезд, не забудьте еще об одной особенности польских железных дорог: тут поезда принято подавать минут за 5 до отправления, они тут не стоят по полчаса, как у нас. Поезд подошел, все быстренько погрузились - и вперед. Так что, если до отправления поезда остается минут 10-15, а поезда еще нет - нервничать не надо, подадут и отправят вовремя. И, естественно, при такой системе никто при входе билетов не проверяет. Этим займутся контролеры эдак через полчасика после отправления. Причем, если обнаружат безбилетника, они не будут, как в родном отечестве, крутить ему руки, орать на весь состав и выкидывать его из вагона на полном ходу, они просто предложат ему купить билет непосредственно в поезде (для этого у каждого на поясе красуется миниатюрное подобие кассового аппарата), при этом можно даже картой оплатить.



          Ну вот, с инструкциями, кажется, со всеми закончили. К сожалению, я опять не успел сделать снимки экспресса нового поколения, поэтому, уж простите великодушно такой плагиат, вынужден воспользоваться фотографиями из Интернета.

          Вот так выглядит сам экспресс.


 

          А вот так выглядит вагон изнутри.  Штанга между двумя сиденьями - это светильник. Хотя в салоне освещение настолько хорошее, что я не видел ни разу, чтобы кто-то его включал. Может быть, они рассчитаны на ночные рейсы, а мы все время ездили днем.



           И вот, наконец, мы в Кракове. Мы забронировали тот же самый номер в отеле "Princess", в котором жили в 2014 году. Уж очень нам понравился вид из окна: оно выходило как раз на Флорианский костел, тот самый, с которого начинается знаменитая Королевская дорога, и настоятелем в котором с 1945 по 1951 годы был Кароль Войтыла, будущий Папа Иоанн Павел II.

          Об истории строительства этого костела я уже рассказывал в прошлом репортаже (от 2014 года), а вот теперь, когда мы еще только распаковывали вещи и устраивались в номере, мы вдруг услышали бой часов на башне костела. Так значит, они восстановили старинные часы XVII века! А потом часы начали вызванивать красивую мелодию. Это было просто как в сказке. Звучал голос старого Кракова, города, и сразу перед глазами вставали образы прогуливающихся по улицам разодетых панов и пани, величественные фигуры рыцарей, крылатых гусар, воинов Костюшко, задумчивые фигуры Гете, Мицкевича, Пруса и многих, многих других…  Эта мелодия, этот голос истории сопровождал нас в течение всей поездки.
          Однако, этот отель мы выбрали не только из-за Флорианского костела. Дело в том, что он расположен как раз через улицу от самого большого в городе торгового центра "Galeria Krakowska", за которым как раз находится Центральный вокзал Кракова (пройти туда можно прямо через торговый центр). Так что добраться с поезда в отель очень просто (как и из отеля на вокзал), а к тому же, если пойти в другую сторону, что через 5 – 7 минут хода вы окажетесь в самом сердце города – на Рыночной площади. Согласитесь, лучшего расположения и придумать сложно.


И вот наступил наш первый полноценный день в Кракове, и мы, естественно, с самого утра отправились в город. Должен еще сказать, что жили мы в районе, который называется Клепаж. Когда-то, в Средние века, совсем рядом с Краковом располагалось еще несколько маленьких городишек (Казимеж, Клепаж, Подгуже и др.), которые впоследствии вошли в состав Кракова и стали его районами. А Клепаж еще часто называют "Краковской Флоренцией" из-за того, что здесь много памятников посвящено покровителю Кракова – Святому Флориану: Флорианский костел, Флорианская улица, Флорианская башня. И, как всякий уважающий себя город, в средневековье Клепаж имел свою собственную рыночную площадь. Сохранилась она и по сей день, только сейчас это – площадь Яна Матейко, на которой установлен памятник Грюнвальдскому сражению.


Грюнвальская битва, как известно, состоялась 15 июля 1410, и в ней объединенные польско-литовские войска под командой короля Владислава II Ягелло разгромили войска Тевтонского ордена. Потому и ключевой фигурой памятника является конная статуя короля Владислава Ягелло. Впереди стоит, опираясь на меч, Великий Князь Литовский Витовт (двоюродный брат Владислава). 


А у ног Витовта лежит поверженный Великий Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. Да, не повезло, конечно, этому парню, впрочем, сам виноват – не надо было так задираться и в драку лезть по любому поводу.
Кстати, я обратил внимание, что пальцы на одной руке магистра отполированы многочисленными прикосновениями наших современников.
Интересно, наверное, это какая-нибудь местная традиция: мол – дерни магистра за палец – и будет тебе удача :o)
Странно, почему для этой цели не используют нос или бороду, хотя к руке добраться намного проще…


Как я уже сказал, эта площадь названа в честь великого польского художника Яна Матейко (именно его кисти принадлежит наиболее знаменитая картина "Грюнвальдская битва", а также множество других картин, посвященных истории Польши).  На этой же площади находится здание Академии изящный искусств имени Яна Матейко, который был первым  директором Академии и воспитал в ней очень много талантливых людей, навсегда вошедших в историю Польши. Вот и теперь над входом в Академию можно увидеть бюст великого художника.


Двигаемся дальше.  Вот уже и Барбакан показался. Это сооружение я также подробно описывал в репортаже от 2014 года. Правда, сегодня, чтобы подойти к нему, приходится делать небольшой крюк: рядом ведутся ремонтные работы. Дело в том, что правительство Кракова приняло решение всю территорию Старого Мяста сделать пешеходной зоной. Поэтому тут расширяют тротуары, делают новые велосипедные дорожки и снимают трамвайные пути.


А вот и сохранившийся до наших дней участок городской стены с Флорианской башней. С одной стороны на ней установлен Белый Орел – герб династии Пястов, а впоследствии и всей Польши, а с другой – барельеф с фигурой Святого Флориана.

 


И с другой стороны.


А вот и сам святой. Говорят, при жизни он отличился тем, что сумел потушить большой пожар при помощи одного кувшина воды, и  с тех пор этот святой является покровителем пожарных. Что же, должен признать, весьма неплохой покровитель для большого города так богатого на разные памятники и достопримечательности, да и к воде относится довольно экономно.
А вот вода в Кракове – это тема отдельного разговора. Сейчас Краков гордится тем, что в городе вода – самая чистая в Европе, и ее можно пить прямо из крана безо всяких опасений. В прошлом году это подтвердила даже специальная комиссия Евросоюза. Вспоминая Париж, где сразу предупреждают, что воду из водопровода нельзя пить ни в коем случае, да и другие большие европейские города, понимаешь, что это – очень большое достижение.
Елена обратила внимание, что в электрическом чайнике, который находился в нашем номере, полностью отсутствовала накипь, не появилась она и до нашего отъезда, хотя чайник эксплуатировался очень интенсивно. Похоже, это правда, и вода здесь значительно чище, чем, к примеру, в нашем Белгороде.
Потому здесь довольно часто на трамваях и автобусах можно встретить гордую надпись: "Dobra woda prosto z kranu!".  Краков гордится своей водой, и по праву…


 

<<< НАЗАД ВПЕРЕД >>>