От Флорианских ворот начинается Флорианская улица, которая ведет прямо на Рыночную площадь, к Мариацкому Собору.
Это - самое сердце города, где не только каждый дом, каждый камень просто пропитаны историей. И каждый дом оставил свой след в истории. Флорианскую улицу я уже подробно описывал в репортаже от 2014 года, а теперь предлагаю прогуляться по центральной площади города – Главному Рынку ("Rynek Glowny").
Однако, перед этим мы завернем за Мариацкий Собор и окажемся еще на одной площади – Мариацкой, которая расположена как раз за собором. Площадь эта – маленькая, но очень живописная, здесь часто проводятся различные ярмарки, фестивали кулинарного искусства и т.д., и в такие дни площадь оказывается полностью заставленной огромным количеством прилавков и передвижных лавчонок, до краев наполненных всякой всячиной. Сейчас еще довольно рано, потому людей на площади немного, и мы можем ее спокойно рассмотреть.
В общем-то, площадь не так уж и мала, просто в сравнении с Главным Рынком она выглядит такой миниатюрной.
Если присмотреться – на узкой улочке справа можно заметить флаги консульств Германии и США. Похоже, они тоже облюбовали эту площадь. А что, очень удобно, особенно когда проходит фестиваль Малопольской кухни, "перогов" (польское название вареников) или еще каких-нибудь вкусностей – тут и технический перерыв на денек объявить не грех…
А мы, пройдя вновь мимо Мариацкого Собора, возвращаемся на Рыночную площадь.
Вот мы и в самом сердце старого города. Реставрация памятника Мицкевичу уже закончена, за ним видны Сукеннице – бывшие суконные торговые ряды, где сейчас продают исключительно один бесполезный хлам для туристов (бизнес – ничего личного).
А место это – действительно особенное, когда-то тут действительно шумел большой рынок, проходили все основные события не только города, но и всего королевства. Отсюда уходил Владислав Ягелло со своими рыцарями на Грюнвальд, здесь в XVI веке последний Великий Магистр Тевтонского Ордена Альбрехт Гогенцоллерн сложил меч к ногам польского короля Сигизмунда Старого, признав вассальную зависимость от Польши и объявив о конце Ордена, здесь проходили стройными рядами знаменитые крылатые гусары, здесь приносил присягу на верность народу Тадеуш Костюшко – чего здесь только не было…
А сейчас – одни туристы…
И площадь эта, как и подобает подобным местам , овеяна множеством легенд, которые порой очень сложно отличить от действительности… А может именно потому, что нечто подобное действительно происходило?
Вот одна из таких легенд. И связана она с очень интересной фигурой польской истории. Жил на рубеже XV и XVI столетий при дворе польских королей шут Станчик. Весьма колоритная была личность: человек очень талантливый, умный и образованный, он, пользуясь своим "оригинальным" положением при дворе мог говорить королям правду в глаза, и те к нему прислушивались, поэтому многим мудрым решениям Польша была обязана этому шуту. Историки уже не один десяток лет спорят о том, каким был этот шут, кто он был, но так и не могут найти общего языка. Единственное, в чем они согласны, что Станчик – действительно реальная историческая фигура, был такой шут, да еще и умудрился пережить трех королей: Александра Ягеллончика, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа.
Кроме своих шуток, Станчик был известен разнообразными эксцентричными выходками. Как-то раз вышел он на Рыночную площадь ( а тогда ее использовали по непосредственному назначению – как рынок), подошел к одной из торговок, которая продавала глиняную посуду, и спросил, сколько стоит весь ее товар. Она ответила и тогда Станчик заплатил ей даже больше, но товар забирать не стал, а договорился, что как только он взмахнет своим белым платком, торговка должна будет начать бить свою посуду.
После этого он вышел на середину площади и поднял руку вверх. Около него тотчас же собралась большая толпа народа (он хоть и ходил по улицам в обычной одежде, в лицо его давно знал весь Краков). Когда народ утих, Станчик вдруг заявил, что недавно постиг тайны магии и сейчас является самым могущественным магом и волшебником во всей Европе. Толпа дружно засмеялась. "Не верите – хорошо, - сказал Станчик, - тогда смотрите. Вон видите – там стоят торговки с посудой, все знают их крикливый и буйный нрав. А я, если захочу, сейчас, не сходя вот с этого места заставлю любую из них взять, да и разбить всю свою посуду! Опять не верите? Смотрите!" – он достал платок и взмахнул им. Увидев это, торговка, согласно договора, принялась усердно колошматить свою посуду. Толпа изумленно умолкла и смотрела на Станчика со смесью ужаса и восхищения. А он, с минуту вглядывался в эти лица, а потом сказал: "Вот видите, люди, как легко вас можно обмануть. А ведь таким же чародеем может стать любой из вас – для этого надо всего лишь хорошо заплатить торговке. Несколько золотых монет – и ты уже чародей… Вот будете сегодня возвращаться домой – подумайте, люди, об этом…"
Не знаю уж, задумались ли тогда те люди, но, думаю, вряд ли… По крайней мере, такие же номера с успехом проходят и теперь, может быть, даже с большим успехом, чем тогда…
А вот картина Яна Матейко, которая так и называется "Шут Станчик". Поскольку прижизненный портретов шута не сохранилось, и никто не знает, как он выглядел в действительности, Ян Матейко на своей картине сделал его очень похожим на самого себя...
А теперь давайте пройдемся по самой площади и попытаемся вглядеться в дома, которые ее окружают. И пусть каждый из них расскажет немного о своей истории.
Дом N 6. Kamienica Szara ("Каменица шара", дословно - серый дом). Согласно легенде этот дом был подарен королем Казимиром Великим (XIV век) своей возлюбленной Шаре (Szara), Почему так звали эту пани, история скромно умалчивает. Может цвет волос у нее такой был, а может любила серые наряды – кто знает? Но дом, даже по нынешним временам шикарный… Интересно, может отсюда пошло выражение "на шару"? Ведь пани этот дом именно "на шару" и достался…
Ну а сейчас, времена совсем не те, что были при Казимире Великом, и благодарные потомки смогли добавить к этому шедевру только ресторан на первом этаже, назвав его, естественно "Шара". Только не обольщайтесь – пообедать "на шару" там вряд ли получится – цены те еще..
Дом N 7. Дом семьи Монтелюпих. Здесь находилась первая профессиональная польская почта, созданная еще в XVI веке. А фигуры в красных костюмах, не пугайтесь – не сторонники коммунистов. Эти хлопцы просто таким манером рекламировали какую-то мебель с доставкой на дом. Узнав, что мы живем в России, они расстроились, решив, что для их фирмы это будет несколько далековато.
Дом N 8. Это так называемый "Дом под ящерицами". Он известен тем, что в нем находится знаменитый музыкальный клуб (он же и кафе) "Pod Jaszczurami".
Дом N 8. Дом Бонеровских (дом красного цвета). Друзья мои, именно в этом доме в 1604 году проходила свадьба царевича Дмитрия с Мариной Мнишек. (Мне не хочется называть Дмитрия, как это принято в нашей историографии "Лжедмитрием", кто он был - вопрос очень сложный, о котором историки спорят уже не один десяток лет. Пока (еще в XIX веке) однозначно доказано, что Дмитрий и Гришка Отрепьев - это два совершенно разных человека. Впрочем, это тема – очень обширна, если кто желает, можем поговорить о ней отдельно).
Однако, дело в другом, вы только подумайте: ведь это было в самом начале XVII века! Просто каждый раз восхищаешься бережным и уважительным отношением поляков к своей истории, их умению не только сохранить, но, при необходимости, и восстановить или даже воссоздать памятники истории практически с нуля. Достаточно вспомнить Старе Място в Варшаве или центр Гданьска, которые во время войны были практически полностью уничтожены, а теперь выглядят так, как будто время вообще над ними не властно. И тогда полностью понимаешь смысл слов мазурки Домбровского, ставшей гимном Польши: "Jeszcze Polska nie zginęła, kiedy my żyjemy" (я думаю, перевод тут не нужен).
А вот еще один очень примечательный дом. Это дом N 16. В нем находится самый знаменитый польский ресторан "Wierzynek". Здесь в 1364 году, во время краковского конгресса, городской богач Миколай Вежинек принимал почетных гостей короля Казимира Великого. На приеме этом присутствовали такие гости, как император Священной Римской Империи Карл IV, венгерский король Людвиг Великий и "прочие достойные лица". Блюда и напитки подавались на золотой посуде, в общем, банкет удался на славу. И, конечно, после такого застолья слава об этом пире распространилась по всей Польше. И по сей день, когда здесь хотят описать богатый стол, говорят, "как у Вежинка".
А после войны в этом доме открыли ресторан с таким же названием. Говорят, марку держат очень высоко, так что, если соберетесь, золотых тарелок и бокалов не гарантирую, а вот цены будут на королевском уровне (причем, если какой-нибудь король там пообедает, в его королевстве наверняка начнется экономический кризис).
Мы обходили площадь по кругу, а она жила своей каждодневной жизнью. Играли уличные музыканты, отары туристов привычно бродили около башни городской ратуши.
Дом N 19. Он обычно называется " Kamienica pod Obrazem" (Дом под образом). На этом доме можно увидеть образ Божьей Матери с младенцем на руках, эта картина появилась здесь в начале XVIII века.
Двигаемся по площади дальше. Вокруг привычная многоязычная речь, изредка проезжает патрульная полицейская машина, их тут называют "radiowóz".
А вот и самая главная достопримечательность – Мариацкий Костел. Его не зря называют самым красивым храмом в Польше. А на мой взгляд – так и во всей Европе. Он – ровесник знаменитого Собора Парижской Богоматери, но, да простит меня Париж, выглядит, по моему мнению, гораздо красивее. Да и поддерживается в гораздо лучшем состоянии (сейчас сзади ведутся очередные реставрационные работы), а вот в Париже даже горгульи начинают разрушаться. Сразу видно отношение одной и другой страны к своей Вере и Истории.
Дом N 23 - "Kamienica Kromerowska" - дом Кромеровский, это тот дом, в котором сейчас находится книжный магазин - "Księgarnia" (справа). Сам дом особо ничем не примечателен, но известен тем, что перед этим домом в 1769 году наказывали российского армейского попа, из русских войск, которые тогда стояли в Кракове. Этот злосчастный поп во время крещения ребенка в Висле, утопил его (наверняка, был пьян, по извечной российской традиции). А наказание было довольно оригинальным: поп получил пятьсот ударов палкой по голой, pardon, заднице на виду у целой толпы собравшихся благодарных зрителей. Вот это я понимаю – настоящие "православные скрепы", не то, что сегодняшнее однотонное гнусавое блеяние по телевидению…
А опыт, действительно, интересный… А ну как его использовать сегодня? Это ж сколько желающих сразу же набежит?! А если еще с каждого рублей по сто за просмотр взять? Вот где инновации-то искать надо! И если это проводить регулярно, так одна наша родная РПЦ даст прибыль больше, чем весь Газпром с тремя чемпионатами по футболу и пятью олимпиадами вместе взятых! А вы все Сколково, да Сколково…. А если еще и за чиновников взяться – тогда и добычу нефти можно совсем свернуть…
Дом N 25. "Kamienica Pod Kurkiem" – дом под курицей. В этом доме польская поэтесса Анна Вонсович создала художественный салон, где встречались польские писатели, ученые, художники, деятели науки и культуры.
Дом N 27. "Palac Pod Baranami" - дворец под баранами. Над дверями красуются головы баранов с закрученными рогами. Тут же располагается известное кабаре "Под баранами", где часто любят собираться различные певцы, артисты и прочие деятели культуры. Вот только, что эти самые бараны символизируют, выяснить так и не удалось…
Кабаре открылось в 1956 году, оптимистично провозгласив, что открывается "на 5 лет, а может меньше". Однако действует оно до сих пор. Основателем и вдохновителем его был Пётр Скршинецкий (Piotr Skrzynecki; 1930-1997). Его фигура сегодня установлена перед входом.
Вот и он - "Dzień dobry, pan Piotr!"
<<< НАЗАД | ВПЕРЕД >>> |