После храма мы спустились вниз на улицу Немига. Это - самая старая часть города. Улица эта названа в честь реки Немига, которая сейчас упрятана в коллектор, и сейчас ее увидеть невозможно. Правда, рядом протекает большая река Свислочь, в которую, очевидно и впадала Немига. Улица - небольшая, и знаменита тем, что во время сильных ливней ее постоянно затопляет. По счастью, во время нашей поездки ливней не было, и мы могли гулять по улице спокойно.
Гулять-то, конечно, это - хорошо, только вот что-то есть сильно захотелось. Названия таких заведений как "Бульба-пицца" или "Картофель-бургер" как-то не вдохновили, и мы двинулись дальше. Вот перед нами какое-то большое здание, фронтон которого украшен массивным панно в лучших традициях 1970-х, на котором была запечатлена какая-то разномастная толпа, бодрым шагом направляющаяся что-то громить… То ли революционеры, то ли партизаны во время майского пикника… Монументально и немного страшновато.
Хотя при ближайшем рассмотрении в глаза бросилось нечто очень знакомое. Ба - да это же приветливая улыбка нашего старого знакомого полковника Сандерса! Итак - тут есть KFC, значит проблема "где перекусить" уже решена!
Ну, а на вечер хотелось бы взять для ужина в отеле что-нибудь из местных деликатесов. Побродив по магазинам, чего-либо особенного мы не нашли, но вот у прилавков с пивом задержались подольше. Мы оба относимся к любителям темного пива (ибо, как утверждал инспектор Морс, "светлое пиво есть изобретение князя тьмы"). Взяли несколько сортов, но самым лучшим, на наш взгляд оказалось пиво "Porter" минского завода "Аливария". Завод был построен в конце XIX века Каролем Чапским, который три раза выбирался на пост городского головы Минска и, помимо этого пивзавода, сделал для города очень много.
Кароль Ян Чапский |
А на следующий день мы с самого утра собрались в Исторический музей. Расположен он на ул. Карла Маркса, 12 - и опять заработала "машина времени", а впечатление еще усилилось, когда мы заметили, что улицу Карла Маркса под прямым углом пересекает улица Фридриха Энгельса. Прямо правая рука так и просится взметнуться вверх в приветственном салюте: "Будь готов - всегда (и ко всему) готов!"…
В самом музее нас более всего интересовала экспозиция, посвященная истории Великого княжества Литовского. Оно располагалось на территории современной Беларуси, и современные белорусы - это как раз потомки литовцев (или литвинов, как их называли в московском княжестве). Просьба не путать с современной Литвой и ее жителями. Да, современная Литва также входила в состав Великого княжества Литовского, но она составляла только малую, незначительную часть княжества, а предками современных литовцев были жемайты, которые отличались по языку и традициям от основного населения княжества.
И вот, наконец, перед нами одни из самых знаменитых литовских князей. Ягайло - Великий князь, который впоследствии был выбран королем Польши под именем Владислав Ягелло, стал основателем династии Ягеллонов и разбил тевтонцев в сражении под Грюнвальдом.
А вот - знакомьтесь, Великий князь Литовский Витовт, двоюродный брат Ягайло. Отношения между кузенами были довольно сложными, но, в серьезные моменты они все же старались поддерживать друг друга. Так Витовт с большой литовской армией участвовал в сражении под Грюнвальдом и по праву разделяет славу победителя со своим двоюродным братом.
Экспозиция, конечно, оформлена хорошо, интересно, но, на мой взгляд, слишком уж плоско и стандартно. Сразу вспоминается подземный музей истории Кракова, настоящий музей "живой истории". А тут оба великих князя стоят в каких-то странных нишах до смешного напоминающих душевые кабинки… Я понимаю, великим князьям тоже не грех помыться, но можно было бы придумать и что-нибудь пооригинальнее.
Статут (свод законов) Великого княжества Литовского XVII века. Написан по-польски. Кстати, не знаю почему, но в российской историографии Речь Посполитая почему-то всегда отождествляется исключительно только с Польшей. Хотя это в корне неправильно: Речь Посполитая была союзом двух равноправных автономных государств: Польского королевства и Великого княжества Литовского, причем Литва по площади превышала Польшу почти в два раза. А польскими короля (должность эта в Польше была выборной) часто становились литовские князья, как например, тот же Ягайло, ставший в Польше Владиславом Ягелло.
Изразцовая плитка с гербом князей Радзивиллов (конец XVI века).
А вот уже стенды, посвященные войнам Речи Посполитой со Швецией в первой половине XVII века. Здесь рассказывается о Казимире Семеновиче, выдающемся литовском военном инженере, который много занимался усовершенствованием артиллерийского вооружения.
Польские сабля и палаш того же периода.
А эта экспозиция посвящена белорусскому писателю, философу и первопечатнику Франциску Скорине. Кстати, первые книги на церковнославянском языке были напечатаны Скориной задолго до появления печатных книг в Москве на русском языке. Хотя, надо отметить, что в 1530-х годах Франциск Скорина приезжал в Московское княжество и пытался наладить там печатное дело, но по приказу Ивана Грозного его из Москвы изгнали за то, что он был католиком, а книги, как "опасную ересь" сожгли…
А вот - портрет очень интересного человека. Это - Михал-Казимир Огинский (портрет написан около 1754 г.), дядя знаменитого композитора Михала-Клеофаса Огинского (автора известного полонеза "Прощание с Родиной"). Михал-Казимир был личностью очень разносторонней: композитор, поэт, меценат, да еще и видный политический деятель. Михал-Казимир был сенатором Речи Посполитой, виленским воеводой, а позднее стал гетманом - командующим вооруженными силами Великого княжества Литовского. Он очень много сделал не только для армии, но и для экономики княжества, а также для системы образования и просвещения. Может, именно поэтому, его за глаза частенько называли "гетман-кларнет". Вот так, стараешься, стараешься для блага государства, а тебе шутливую кличку клеят…
В следующем зале располагалась выставка, посвященная роду Радзивиллов: одному из самых могущественных шляхетских литовских родов. Были представлены несколько ветвей этого древнего рода.
Один из последних представителей рода Радзивиллов - Альбрехт Антоний Радзивилл (1885-1935). Закончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. После провозглашения независимой Белорусской Народной Республики в 1918, он обеспечивал дипломатическую поддержку молодой республики. В 1919 он служил в польской армии, в уланском полку, а после окончания войны стал видным политическим деятелем Польши.
А вот доспехи воина прославленной крылатой гусарии второй половины XVII века. Тут же (слева) можно увидеть гусарскую саблю и седельные пистолеты, какими пользовались гусары.
А вот и более знакомые лица: Тадеуш Костюшко.
Портрет гетмана… Просто сама история смотрит на вас с этого полотна своими суровыми глазами…
Ян III Собесский, король Польши и Великий князь Литовский, прославленный полководец, победитель турок под Веной в 1683г.
Большой портрет Стефана Батория, короля Польши и Великого князя Литовского, победителя Ивана Грозного в Ливонской войне.
Кираса начала XIX века. На табличке написано "Западноевропейская кираса, начало XIX века". Хотя по императорскому орлу на ней можно безошибочно сказать, что принадлежала она кирасиру Великой Армии Наполеона.